Xbox Series X

0
60
Блог | Гаджеты | Xbox Series X

10 ноября 2020 года в продажу поступят первые консоли нового поколения: Microsoft Xbox Series X и Series S. Мы провели чуть больше недели в компании старшей версии и готовы рассказать всё о технических характеристиках, нагреве, графике, стриминге, записи видео, игре с телефона и дополнительных возможностях.

Внешний вид

Комплект поставки у Series X скромный: геймпад, две батарейки типа AA, кабель питания, пока ещё редкий провод на HDMI 2.1 и сама консоль. Хотелось бы получить ещё и длинный кабель на USB Type-C, чтобы подключать геймпад, но, увы, его не положили. По качеству комплектующих вопросов нет: батарейки от Duracell, кабели толстые, но вот с длиной недоглядели. HDMI ещё нормальный: два метра, а вот сетевой совсем короткий – всего 110 см. Внешне же консоль в точности соответствует фотографиям: это радикально чёрный параллелепипед. Собрано всё из плотного гладкого пластика с матовым покрытием. На нём, конечно, остаются отпечатки пальцев, зато не видна пыль. По формам Series X практически идеален: чёткие грани, прямые углы, никаких скосов. Единственное украшение: чуть зеленоватая вентиляционная решётка сверху. Кстати, цвет заметен только под небольшими углами, так как прокрашена лишь нижняя внутренняя часть решетки. Вообще, как правильно отмечают некоторые, внешне консоль похожа на небольшой сабвуфер от 2.1-акустики. И, на наш взгляд, это решение удачное. В современный интерьер консоль вписывается идеально и не занимает много места. Да, она высокая, 30 см, но в ширину и глубину – всего по 15 см.
Заметим, что корпус собран идеально: никаких зазоров, щелей или прогибающегося пластика. На поверхности стоит тоже уверенно. Основная подставка – это большой прорезиненный круг с забавной надписью Hello from Seattle. Для установки на бок есть четыре небольшие ножки, которые тоже неплохо цепляются и не дают консоли скользить. Единственный минус в подставках: «кругляш» несъёмный, и на боку консоль выглядит не так презентабельно, как в вертикальном положении. По разъёмам: спереди стоит USB 3.0, сзади: еще пара таких же, сетевая розетка, HDMI, проприетарный разъем для SSD и отверстие под замок Kensington Lock. Всё управление расположено на лицевой стороне — это кнопка питания в форме логотипа, клавиша сопряжения с геймпадом и кнопка выброса диска. По механике кнопки стандартные: жёсткие, плотные и сравнительно громкие. Впрочем, часто пользоваться ими вряд ли придётся. Мы, по крайней мере, за неделю лишь два раза нажали Pair, чтобы подружить консоль с геймпадами, и один раз щёлкнули по питанию. Всё остальное время консоль запускалась удалённо.

Процессор и видеокарта

По железной части финальные версии Xbox не отличаются от того, что нам рассказывали на первых презентациях. И это замечательно, потому что впервые в своей истории консоли очень близко подошли к возможностям топовых ПК. В базе Series X лежит APU от AMD, в котором объединены как графические, так и процессорные ядра. Процессор — это аналог Ryzen 7 3700. Семь нанометров, архитектура Zen 2, 8 ядер, 16 потоков и частота от 3,6 до 3,8 ГГц. Максимальные значения получаются при работе в режиме «одно ядро: один поток», минимальные – «одно ядро: два потока». Частоты, кстати, финальные. В отличие от конкурента, Microsoft отказалась от динамической частоты.
Видеокарта тут также от AMD и построена на архитектуре RDNA 2. На момент анонса это был самый быстрый и мощный графический чип AMD: 52 CU-блока, 3328 ядер, 208 текстурных блоков, 64 блока растеризации. Плюс чип получил отдельный блок для работы с Ray Tracing: он в реальном времени рассчитывает свет, тени и отражения. Правда, на момент обзора он нигде ещё не использовался. Память, как и в консолях прошлого поколения, единая: это 16 ГБ GDDR6, из которых 10 ГБ на скорости 560 ГБ/с соединены с графическим ядром, а ещё 6 ГБ на 336 ГБ/с работают с процессором. Отметим, что процессорная память тоже распределена: 3,5 ГБ отдали играм, остальные 2,5 ушли на обслуживание операционной системы. Благодаря такому распределению меню на «боксе» буквально летает и доступно в любой момент без каких-либо подзагрузок. Приспичило во время прохождения Gears 5 посмотреть, во что там играют друзья? Жмёшь кнопку Xbox, мгновенно переходишь к меню и выбираешь нужный пункт. Потом точно так же возвращаешься к игре.

SSD

Для хранения данных Series X использует SSD объёмом 1 ТБ и скоростью 2,4 ГБ/с. Однако надо иметь в виду, что реальный объём равен 931 ГБ, из которых 131 ГБ резервируется системой. То есть для хранения личных данных остаётся всего 800 ГБ.
Самостоятельно поменять внутренний SSD невозможно, да и в принципе вскрыть консоль непросто. Если понадобится больше места, то можно купить фирменный внешний SSD, чем-то напоминающий старые карты памяти. Стоит он, правда, 20 000 рублей за 1 ТБ, что примерно в полтора раза дороже аналогичных накопителей для компьютера. Для расширения места можно использовать и обычные внешние HDD. По крайней мере, у нас прекрасно заработал Western Digital на USB 3.0. Но есть нюанс: на него устанавливаются лишь игры прошлого поколения, а новые можно только хранить на HDD. Для этого нужно выбрать в меню опцию «перенести на внешний жёсткий диск», подождать несколько минут и архив готов. Потом, когда игра понадобится, её можно установить обратно на основной накопитель за 10-15 минут.
Собственно, такую схему Microsoft придумала не просто так. С SSD в Series X связано сразу несколько моментов. Самые очевидные – снижение шума и времени запуска как самой консоли, так и игр. Из неочевидных: функции Quick Resume и иная система работы с играми. Первая – это мгновенное переключение между запущенными тайтлами. Вторая: более глубокая штука, связанная с опциями DirectX под названием Direct Storage и Hardware Decompression. Они позволяют распараллелить запросы от видеокарты к накопителю, а также перенести задачу по разархивированию файлов с центрального процессора на отдельный блок. Таким образом игры на новых Xbox и грузятся быстрее, и занимают меньше места на диске.

Звук

Отдельный блок в Series X отвечает и за звук. Основной упор консоль делает на топовые технологии общепризнанных лидеров: это Dolby и DTS. Однако в будущих тайтлах может использоваться и новая технология самой Microsoft, известная как Project Acoustic. Смысл её в том, что процессор может в реальном времени рассчитывать звуковые отражения, учитывая все препятствия и материалы в сцене. Игр с поддержкой этой технологии пока нет, а вот Dolby работает уже сейчас. Даже в обычных наушниках. HyperX Revolver: позиционирование объектов на высоте. Причем не только в играх. Даже в главном меню ты слышишь, куда переместился курсор: вверх, вниз, влево, вправо. А в той же Gears 5 вообще нет проблем определить, сзади или спереди раздался звук. Впрочем, есть и претензия: на самой консоли нет ни одного выхода на колонки. Звук можно вывести только через HDMI или через 3,5-джек на контроллере, и это дико неудобно. Во-первых, внешнюю акустику можно подключить, только если такая опция есть на телевизоре. А они, как известно, хорошими звуковыми платами не славятся. А чтобы вывести звук по цифре, придётся искать колонки со сквозным HDMI. Во-вторых, Microsoft напрочь забыла про Bluetooth а значит, все гарнитуры, саундбары и переносные колонки идут лесом. У нас, к примеру, из-за этого полностью накрылась схема с проектором.

Охлаждение

С учётом мощности консоли охлаждению в ней уделили массу внимания. Причём как разработчики, так и пресса, и пользователи. Технически всё сделано следующим образом: внутри стоят два куска текстолита, разделённые алюминиевой пластиной. На одном располагаются служебные чипы, обслуживающие интерфейсы ввода/вывода. На другом – APU, память и SSD. На охлаждение последних поставили одну большую испарительную камеру, которая снимает тепло с основных элементов и накапливает его на рёбрах радиатора. При этом напрямую их никто не обдувает – единственный вентилятор стоит под верхней декоративной решеткой и работает на выдув. То есть Microsoft использует стандартные законы физики: тёплый воздух поднимается, его подхватывает вертушка и выкидывает за пределы корпуса. При этом свежий, прохладный воздух поступает снизу. Для этого сзади, в районе портов и вокруг подставки прорезаны вентиляционные отверстия. Многие: в том числе и мы – опасались, что при такой архитектуре консоль будет или перегреваться, или наращивать обороты вентилятора, что неизбежно приведёт к характерным завываниям. Но, к счастью, все ошибались. В работе консоль настолько тихая, что надо буквально подойти к ней вплотную и приложить ухо к корпусу, чтобы услышать слабый шум вентилятора. И это касается любых игр и режимов. А вот по нагреву пока есть вопросы. В доступных на момент тестирования тайтлах воздух внутри корпуса прогревался до 59 °C. Это немало и намекает на то, что процессор там жарит градусов под 90. Впрочем, на уровне пользователя это особого значения не имеет. У PS4 Pro воздух в районе выхлопа до 65°C доходит, и ничего — работает, не сгорает. Впрочем, на ближайшие пять дней, до выхода проектов с настоящим Ray-Tracing, вопрос о нагреве оставляем открытым. Всё-таки в текущих тайтлах «бокс» работает не на полную катушку.

Геймпад

С новым геймпадом, в отличие от Sony, Microsoft вообще не стала заморачиваться. Комплектный вариант: это почти точная копия Xbox One, и это ни хорошо, ни плохо. Просто не так интересно. Все нововведения точечные. Так, Microsoft изменила схему опроса аналоговых стиков и курков. Если раньше они отдавали новые значения каждые 8 мс, то теперь шлют их по запросу игры, что исключает случайности. По проводу же данные обновляются вообще постоянно. Также у геймпада поменялась крестовина: она вписана в круг, и на ней действительно проще прожимать диагональные направления. Ещё одно обновление: текстурированные курки и места хвата. Их покрыли мелкой точкой, и первое время она ощущается очень странно. В интернете уже активно гуляет мем нашего бывшего коллеги: про те самые «персики», и в первые день-два мы были с ним согласны. Однако уже на третий день мы перестали замечать эту текстуру, а сейчас, когда берём в руки Thrustmaster eSwap, то уже его гладкая поверхность кажется странной. В общем, тут видимо дело привычки, и это доказывает, что люди, которые вообще не играют, этой текстуры не замечают. Из приятных моментов: в геймпаде осталась вибрация на курках, которую толком нигде не используют, и Bluetooth. Последний позволяет подцепить контроллер к ноутбуку или телефону/планшету. Что же касается органов управления, то особой разницы с прошлым поколением мы не заметили. Стики достаточно тугие, чтобы точно ими управлять, а кнопки, к сожалению, всё ещё без механических кликов и работают на мембране. Правда, новая крестовина как-то уж слишком громко щёлкает: вот это не понравилось. Геймпады у Microsoft, как и раньше, работают на двух AA-батарейках. Как к этому относиться: решать вам. На наш взгляд, лучше бы сразу ставили сменные аккумуляторы или добавляли встроенную зарядку для обычных сторонних вариантов. Пока же остаётся только покупка родного кита за 2500 рублей. И, для удобства, зарядника, который подключается к фирменному разъёму рядом с 3,5-мм джеком. Последний работает без нареканий: гарнитура подхватывается сразу, а запаса мощности хватает, чтобы раскачать 32-омные динамики. Беспроводные наушники, к сожалению, подключить не получилось. Для этого надо покупать специальные модели или переходники. Что касается сторонних аксессуаров, то всё, что работало с Xbox One, работает и на Series X. А вот более старые модели, к сожалению, не поддерживаются. По крайней мере, нежно любимый X360 Controller определяться отказался. Зато заработали мышки и клавиатуры — причём как проводные, так и с собственным донглом.

Игры

Впрочем, любого держателя платформы куда больше волнует другой вопрос: во что же играть? Первое, что важно знать: эксклюзивов для Series не предполагается. Всё, что выходит на Xbox, выходит и на ПК. Более того, покупая игру на консоль, вы получаете её и для Windows. Второе: Series X поддерживает все игры доступные на Xbox One, включая Xbox 360 и Xbox, но за минусом Kinect. А это как минимум тысяча проектов. Графика, особенно в совершенно древних тайтлах, не ахти, но работает стабильно, с хорошим fps и, если это предусмотрено, в 4K. Естественно, покупать всё это заново не надо. Третье: next-gen добавляется со временем. Некоторые старые игры будут обновлять под возможности «бокса». Так, уже сейчас можно было скачать Gears 5, Gears Tactics, Forza Horizon 4, Sea of Thieves, Ori and the Will of the Wisps, и выглядели они потрясающе. К старту консоли подтянутся Dirt 5, The Touryst, Madden NFL 21, Assassin’s Creed Valhalla, Destiny 2: Beyond Light, The Falconeer, Tetris Effect: Connected и Yakuza: Like A Dragon. Кстати, все проекты с обновленной графикой отмечаются значком X/S. Четвёртое: у Xbox работает Game Pass — это подписка на игры, которая обходится примерно в 800 рублей в месяц. В обмен вам дают больше сотни игр, среди которых много достойных тайтлов типа Doom Eternal, Forza Motorsport 7, Monster Hunter World, Crusader Kings 3 и Gears 5. С 10 ноября в подписку включат EA Play с ещё с 84 играми. И, кто бы что ни говорил, почти 200 проектов за 800 рублей в месяц: это очень серьёзное преимущество Microsoft. Да, игры там не особо новые, но те, кто играют время от времени или просто не гоняются за новинками, будут довольны. Найти себе что-то по душе: не проблема. Да и на фоне цен на игры Game Pass выглядит крайне вкусно. Как и конкурент, Microsoft не вводит в РФ региональные цены. Мало того, весь ассортимент указан в долларах США. А это значит, что та же Yakuza: Like A Dragon в обычной версии стоит 4000 рублей, а Assassin’s Creed Valhalla Ultimate Edition встанет в 8000 — и, кстати, не будет доступна на вашем ПК.

В итоге

Наш вердикт по Series X такой: консоль крутая, и те, кто её уже заказал, точно не пожалеют. Единственное, что нас в ней смущает, это смутное ощущение, что это всё-таки ПК. С теми же самыми играми, но с залоченной операционной системой, без нормальной звуковой платы, Bluetooth и региональных цен. В остальном перед нами идеальная игровая машина. Она тихая, мощная, очень отзывчивая и позволяет за 15-20 секунд прыгнуть в игру, а не ждать этих бесконечных загрузок. Кардинально меняет восприятие процесса и казавшаяся бесполезной функция Quick Resume — особенно когда на консоли вместе с вами играют члены семьи, дети, друзья или коллеги в офисе. Они наконец-то не будут больше закрывать поставленные вами на паузу игры.
Ну а самое главное — это новый уровень графики. Да, в стабильное 4К железо не может, но пока это не бросается в глаза. Зато очень заметно высочайшее качество картинки: никаких компромиссов, текстур низкого разрешения или уловок с замыливанием дальних объектов. И это без всяких там типичных для ПК апгрейдов, установки софта, драйверов, фризов и подбора настроек. Просто купил игру, скачал и играешь.